Шипы и розы инвестиций

Интерес инвесторов к строительству торговых и административных объектов в столице не иссякает

Это подтверждают не только городские власти, но и сами инвесторы, в числе которых компания ИООО «Рубироз Интернешнл». Работая на столичном рынке уже около 10 лет, фирма построила в городе с десяток торговых и административных центров, фактически каждый год сдавая в эксплуатацию новый объект.

— Сейчас мы реализуем два масштабных проекта, — рассказывает заместитель директора ИООО «Рубироз Интернешнл» Елена Аксенова. — Завершаем строительство 30-этажного административно-торгового здания на проспекте Победителей и финансируем возведение бизнес-центра с автосалоном на проспекте Дзержинского. Одновременно подыскиваем новые варианты работы, правда, открыто обсуждать перс­пективы пока не спешим. Скажу только, что планы у нас серьезные и долгосрочные.

Такая стойкая привязанность к Минску иностранной компании, учредитель которой работает, кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, объясняется, прежде всего, спросом на торговые и административные площади в белорусской столице. Яркий пример: в еще не сданном в эксплуатацию здании на проспекте Победителей помещения под будущий ресторан заинтересованная фирма выкупила у «Рубироз Интернешнл» полгода назад. Почему бы не строить?

Но не надо думать, что дорога инвесторов устлана сплошными розами. Попадаются и шипы.

— Непредвиденных ситуаций хватает с избытком, — признает собеседница. — Достаточно вспомнить, как компания приступала к строительству торгово-административного центра на проспекте Победителей. Когда уже фактически была разработана проектная документация 17-этажного объекта, изменилась градостроительная политика, и нам было рекомендовано увеличить высотность здания. Мы фактически положили на полку старый проект и начали работу над новым. Причем самое сложное заключалось в том, что нормативная база для проектирования строительства высотных зданий в Беларуси на тот момент полностью отсутствовала. Пришлось разработать специальные технические условия.

Компания согласовала их со всеми заинтересованными инстанциями, утвердила в Министерстве архитектуры и строительства и только после этого приступила к возведению 30-этажки, которая, к слову сказать, станет первым зданием в республике высотой более 100 метров. В строительство центра фирма уже вложила более 40 миллиардов белорусских рублей. Сдать его в эксплуатацию застройщик намерен к концу следующего года.

— Деньги должны работать, — убеждена Елена Аксенова. — Именно поэтому мы стремимся не затягивать сроки строительства. Простои всегда оборачиваются дополнительными расходами.

В последние годы в Минске настоящий бум на строительство торговых центров. Не вызовет ли он перенасыщения рынка?

— Трудно сказать однозначно, — считает собеседница. — Но я думаю, что каждый такой объект может найти своего покупателя, как, например, бизнес-центр «Европа», который мы открыли нынешней весной. В нем тоже есть торговые точки, и почти все они были арендованы предпринимателями еще год назад. А ведь здание на тот момент только строилось! Уверена, в центральной части города подобные объекты будут востребованы всегда и затраченные усилия инвестора себя оправдают.

Начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Андрей Новиков:

— В феврале Совет Министров принял постановление, которым существенно скорректирована система социальных стандартов по обслуживанию населения. В соответствии с этим документом до 2016 года столице предстоит почти в два раза нарастить количество торговых площадей и увеличить число мест в объектах общественного питания. Если сейчас обеспеченность торговыми площадями составляет 370 квадратных метров на тысячу минчан, а в кафе и ресторанах для такого же количества горожан имеется 30 мест, то к концу 2015-го эти цифры должны увеличиться до 650 и 45 соответственно. Прирост произойдет, в том числе, и за счет строительства крупных торговых центров. На стадии возведения сейчас находятся 25 таких объектов, 43 проектируются. Причем ощущается определенный дефицит земельных участков. Все площадки, которые расположены на пересечении людских потоков, уже закреплены за потенциальными инвесторами. Тем не менее за счет детальной инвентаризации территорий город определил еще 19 участков, которые будут предлагаться потенциальным инвесторам. Мы готовы рассмотреть разные схемы реализации этих проектов, в том числе работать на условиях, определенных Декретом Президента № 10. Также не исключаем возможности выставить имеющиеся участки на аукционные торги.

Что касается менее крупных торговых объектов, например, магазинов шаговой доступности, то их сеть также будет развиваться. Именно эта категория является наиболее востребованной у потенциальных инвесторов. Подтверждение тому — итоги последних аукционных торгов, где только право аренды земельных участков под такие объекты продавалось по цене около 2 миллиардов рублей.

Схемы размещения магазинов шаговой доступности уже сформированы. Предстоит передать их районным администрациям для проведения общественных обсуждений, чтобы жители города также имели возможность высказать свое мнение по поводу строительства таких объектов: что именно необходимо, в каком формате. Площадки под такие магазины, скорее всего, будут выставляться на аукционные торги. Таким образом город не только обеспечит полную прозрачность закрепления данных участков за конкретными инвесторами, но и увеличит приток денежных средств в бюджет, что тоже немаловажно.

Наталья Вавилова, «МК»

Создание сайтов