Почему в белорусских магазинах скудный выбор рыбы
Продавцы заявляют: «докризисного» ассортимента и цен не будет.
Морская рыба для Беларуси – импорт критический, необходимый для здоровья населения. В последние годы мы научились разбираться в качестве рыбы, успели привыкнуть к деликатесам. Сейчас, видимо, придется от «рыбных дней» отвыкать: все дары моря выросли в цене как минимум вдвое, с прилавков магазинов шаговой доступности практически исчезли филе, а рыба в тушках вызывает недоверие одним своим смерзшимся видом.
Знакомые хозяйки жалуются: купили некрасивого хека – развалился на сковородке, морская щука превратилась в кашу, треска горчит и просто убивает запахом…
— Недавно думала в собственном магазине взять рыбу, пожарить, но не смогла выбрать, — призналась знакомая директор продуктового магазина. – Той, что хотела, не было, а остальная какая-то не такая, как должна быть… Хотя я ведь всю рыбу с документами получаю, и с ними все в абсолютном порядке. Отравиться — не отравишься, но ощущение, что ее не раз замораживали-размораживали еще до того, как она до нас дошла. А филе сайды, к которому я привыкла, никто из поставщиков не предлагал вообще.
Мы позвонили крупным поставщикам рыбы. Оказалось, у всех список завозимых видов продукции сократился, у половины – почти в 10 раз.
— Уменьшение предложений связано только с тем, что у нас мало собственной валютной выручки, — объясняет представитель одного из поставщиков. — Нет валюты – нет возможности приобретать рыбу. Государство поддерживает, гарантируя оплату поставки пяти видов замороженной рыбы. Но ассортимент прежний это не позволит восстановить.
— Ассортимент поддерживаем, но он скатывается к недорогим видам, — продолжает тему другой поставщик. – Просто люди не берут дорогую. Практически нет смысла ввозить красную рыбу, масляную, филе рыб средней ценовой категории. Раньше двигались от «головастых» к филе, теперь идет обратный процесс. Цена теперь – решающий фактор.
Пока предприятия, занимающиеся импортом рыбы, выкручиваются, магазины заполняются продукцией, привезенной поставщиком, который сам же и экспортер. Но закупки у него магазины делают по своеобразному принципу.
— Поскольку цены выросли, мы стараемся заказывать рыбу подешевле, — объясняет Наталья, товаровед крупного универсама. — Например, будет два вида скумбрии, мы возьмем ту, что дешевле. А поставщик тоже где-то ее подешевле закупает. Видимо, меньше обращая внимание на то, почему у нее такой невысокий ценник.
Так что нужно привыкать: ни ассортимента докризисного, ни качества, ни тем более цен не будет.
КСТАТИ
Любопытен нынче порядок цифр в ценнике. До кризиса хорошая скумбрия (тушка 400-500 грамм) стоила до 15 тысяч, сейчас — под 30 тысяч за кило. Филе сайды стоит около 50 тысяч, очищенные креветки по 68 тысяч за кило, охлажденная семга по 140 тысяч, замороженная, стейками – более 110 тысяч. Чтобы представить, сколько стоит та рыба, к которой вы привыкли, сейчас надо умножить докризисный ценник вдвое.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Под шумок с подорожанием вернулось на прилавки филе пангасиуса. Напомним, его одно время запрещали ввозить – как дешевого вьетнамского конкурента белорусскому карпу. Но нынче он карпу по цене не конкурент. Помните, до запрета филе пангасиуса продавалось по 10-12 тысяч? Сейчас оно стоит от поставщика с НДС – 19 тысяч. Добавьте сюда транспортировку, торговую наценку – получается двойная цена. Сейчас пангасиус стоит от 33 тысячи рублей. Вот так самая дешевая рыба становится дороже хорошего мяса.