Новостройки выводят мебельный рынок из кризиса

Тяжелые времена мебельщики Беларуси оставили позади. По сравнению с 2009 годом спрос вырос в 2–2,5 раза, отмечают профессиональные игроки рынка и уже прогнозируют продолжение позитивного тренда в новом году.

Рост активности покупателей сегодня отмечают и сами производители, и ритейлеры: его увеличение по сравнению с прошлым годом произошло примерно в 2–2,5 раза. Не заметить это рынок, конечно, не мог.

Причин у такого позитивного явления сразу несколько. Так, не последнюю роль сыграла активность в строительном секторе республики: больше жилья – больше счастливых новоселов, для которых новая квартира, как показывает практика, ознаменовывается обязательной покупкой новой мебели.
Снижение процентных ставок по кредитам тоже существенно повлияло на настроение покупателей, почувствовавших себя более уверенными в завтрашнем дне и, судя по всему, постепенно начавшими забывать о кризисе.

– Сегодня наши заказы на поставку товара исполняются на 70%. Сроки по индивидуальным заказам с 30 календарных дней увеличиваются предприятиями-производителями порой до 60 дней, а в 10% случаях производитель вообще не может определить точный срок изготовления, – делится с «Eжедневником» Анна ЗАБОРОНОК, руководитель розничной торговли мебельного магазина «Домашний очаг».

Сложившаяся ситуация, по мнению специалиста, – уникальная особенность развития мебельного ритейла Беларуси. Сегодня отечественные производители в первую очередь сконцентрировались на обслуживании собственной фирменной розницы, во вторую – на экспорте, только напоследок оставив все остальные предприятия.

В таких условиях волей-неволей приходится расширять круг своих поставщиков, захватывая в него и небольшие частные компании, а также компании-импортеры.

– Думаю, в узкоспециализированных рыночных нишах в нынешних условиях мелкие и средние производители вполне могут оттеснить крупных игроков. Например, это может быть мягкая мебель: диваны, наборы мягкой мебели, – предполагает А.Заборонок.

Что уже и происходит.

– С точки зрения мебельного ритейла, одна из главных проблем сегодня – это однообразие ассортимента и большая схожесть моделей у разных производителей. Порой могут пересекаться до 60% моделей под разными торговыми марками, которые к тому же и стоят по-разному! – констатирует собеседница «Eжедневника». – А при том, что небольшие производители более мобильны с позиции разработки и запуска новых моделей, быстрее перестраиваются и подстраиваются к рынку, более открыты и ответственнее относятся как к розничному клиенту, так и к конечному покупателю, сегодняшняя ситуация играет им на руку.

Впрочем, от однообразия ассортимента страдают и сами покупатели. Так, на отсутствие выбора в белорусских мебельных магазинах, согласно результатам исследования «Проект мебель», проведенного отделом маркетинга мультибрендового магазина «Домашний очаг», пожаловались около 34% респондентов. Также недовольство потенциальных покупателей вызывают завышенные цены (их отметили 19,75% опрошенных) и большое количество платных дополнительных услуг вроде доставки или сборки мебели (18,75%), которые, по мнению большинства, должны быть бесплатными. И только чуть более 12% респондентов, по их словам, «все устраивает».

По данным Министерства торговли Республики Беларусь, мебельный рынок страны сегодня является одним из самых конкурентных. И тем более странно, что при этом на нем остается место для неудовлетворенных покупателей.

Пока, как показывают данные опроса, более 42% белорусов предпочитают мебель отечественных производителей. Но повышенный спрос, который те не способны удовлетворить, открывает белорусский мебельный рынок для импорта. И чем дольше будет сохраняться активность покупателей (а профессиональные игроки прогнозируют рост сегмента в 2011 году на 20–25%), тем более активно свободные нишы будет занимать импорт.

– Уже сегодня к нам сами приезжают компании-производители из России, заинтересованные в создании своих бренд-секций у нас в магазине, – подчеркивает А.Заборонок. – Если говорить о товарных сегментах, думаю, в будущем году активно будет развиваться мебель для дачи, сада, огорода. Уже сегодня наращивает оборот сегмент кованой мебели, а также кроватей, детской и подростковой мебели.

По делу

Как говорят данные маркетингового исследования «Проект мебель», для 27% опрошенных подходящая стоимость является основным критерием выбора в пользу того или иного производителя. Еще для 23,5% это цветовая гамма, для 20,3% – наличие гарантии, и для 19,5% потенциальных покупателей важно качество мебели.

Видимо, соответствующей этим параметрам находят отечественную мебель: ее предпочитают покупать 42,3% респондентов. 15,3% вообще не задумываются о производителе.
Что касается ценовых предпочтений, о них опрошенные белорусы высказались весьма конкретно: больше половины (50,3%) хотели бы покупать мебель в рассрочку, еще 42,3% – с предоплатой. Желающих покупать мебель в кредит оказалось не особенно много, но из этой немногочисленной группы самой привлекательной, в среднем, называлась ставка в 5% годовых.
Интересным оказалось отношение участников опроса к мебели б/у: ни один из опрошенных не готов покупать бывшие в употреблении предметы интерьера. Видимо, поэтому большинство респондентов – 41,3% – просто выбрасывают старую обстановку. Еще 18% вывозят ее на дачу, а 19% отдают, видимо, тем, кто пока не попадает в целевую аудиторию проведенного маркетингового исследования.
В опросе принимали участие 400 респондентов.

Ольга Сергиенко

Создание сайтов