«Да у вас все есть и дешево!»
Смоляне приноровились что ни неделя мотаться в Беларусь за продуктами, техникой и вещами. А что? Сел на автобус или электричку — и ты уже в стране, где есть все и дешево, но на это все у местного населения все равно нет денег. Нужно, конечно, потратиться на дорогу, зато если закупить побольше и впрок, то экономия, говорят, получается существенная.
Через минуту у нас на руках ворох незнакомых денег с кучей нулей.
|
По магазинам? Цены в Беларуси и впрямь впечатляют: сыр — 100-120 рублей (цены корреспонденты перевели в российские рубли — ред.), сосиски — 90, грудинка — 80, молочные продукты чуть ли не в два раза дешевле чем в Смоленске. Покупай — не хочу. На небольшом микрорынке в огромной очереди в мясной отдел недовольный ропот.
— Да что ж это такое, — возмущаются местные жители. — Приехали и скупают все. За вами тоже люди стоят! Ограничьте продажу!
— Не имею права, — разводит руками тетенька за прилавком.- Тогда дайте жалобную книгу, — не унимается народ.
— А смысл? Чтобы в ней написали, что я человека не обслужила? — парирует продавец.
Виновники скандала с трудом выносят к машине тяжелые сумки. Анна, менеджер из Смоленска, в Беларусь за продуктами ездила в незапамятные времена тотального дефицита, а вот недавно снова рванула — подруги уговорили. Приезжают сюда, в Оршу, за парной недорогой свининой.
— Фарш стоит 100 рублей за кило, задний окорок — 92, — делится с нами Анна. — А в Смоленске 220-260. Конечно, покупать выгодно. Приехали сюда на машине, я, муж и две подружки. У нас дизель, так что на дорогу скинулись по 150 рублей, плюс страховка 500. С 9 утра здесь стоим, третьими очередь занимали. Взяли себе, родным, друзьям, сослуживцам — под заказ.
Павел Прокопов работает в России, в Орше у него родители: — Бываю дома часто, насмотрелся… Помню, сдавал 2000 российских рублей в обменном пункте, так после меня туда человек 50 налетело. Тяжело тут. Мы даже квартиру с торгов сняли — невыгодно продавать, а ведь уже собрались. Россияне поначалу еще много техники скупали, а теперь вот цены взлетели, да и магазины неохотно ее выставляют, вдруг завтра она снова подорожает?
|
Похожая ситуация и в Витебске. В будние дни город живет спокойно. Зато в выходные здесь тьма «паломников» из России. — Пусть русские приезжают, — вздыхает моложавая женщина. — У нас все равно нет сейчас возможности делать покупки — для нас все дорого… — Этот ажиотаж надоел, и — недовольно морщится витеблянин Степан Дубовский. — Но я прекрасно понимаю, что людям нужно делать деньги. Продуктов стало меньше, но все равно выбор есть. Вот с сегодняшнего дня, наверное, вновь появятся сигареты, цены-то на них вырастут в полтора раза. А то месяц как нет никаких приемлемых марок в продаже. А валюты в стране по-прежнему никакой нет.Зато на черном рынке можно купить все. Только осторожно. На днях одна смолянка рискнула обратиться к менялам с евро — сутки просидела в кутузке…
Уезжаем от соседей с покупками. У водителя кило копченой колбасы (100 рублей), у меня — пара колготок для племянницы (66 рублей). Только вот еще останавливаемся на минуточку у полок с белорусской косметикой. Она и в Смоленске-то дешевая, а тут вообще копейки. Ну как удержаться?..