КОММЕНТАРИЙ: Декрет президента Беларуси №10 дополняет положения Инвестиционного кодекса и окажет влияние на принятие решений инвесторами об открытии бизнеса в стране

Нормы декрета № 10 дополняют положения 10-ой главы  Инвестиционного кодекса, регулирующего заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь, и способны положительно влиять на принятие решений инвесторами об открытии бизнеса в стране. Такое мнение в комментарии агентству ПРАЙМ-ТАСС высказал управляющий партнер ООО «Степановский, Папакуль и партнеры» Александр Степановский. 

По оценке юриста, декрет №10, установивший единые правила для белорусских и иностранных инвесторов путем заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь, упрощает  согласование проектов в сравнении с действующей процедурой, установленной положением о порядке рассмотрения правительством проектов инвестдоговоров и особенностях их заключения /утвержден постановлением №444, 2002 г/. 

Отмена требований об обязательном предоставлении бизнес-плана инвестпроекта и его государственной комплексной экспертизы для проектов, не требующих не предусмотренных законодательством преференций, положительно скажется на скорости их реализации. «Не думаю, что это плохо отразится на качестве проектов, так как инвестор будет «связан» как самим инвестиционным договором, так и нормами иного законодательства, устанавливающего «рамки» проекта. Кроме того, инвестор более других заинтересован в успешности проектов», — отметил А.Степановский. 

Юрист напомнил, что декрет №10 устанавливает перечень преференций, которыми вправе воспользоваться как национальные, так и иностранные инвесторы при реализации инвестпроектов. 

В частности, предусмотрено освобождение инвесторов от уплаты: госпошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым для реализации инвестиционного проекта; разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси. При этом иностранные граждане освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в стране. 

«Здесь стоит отметить, что необходимость получать специальные разрешения при этом сохраняется. Деятельность, связанная с привлечением в Беларусь иностранной рабочей силы, подлежит лицензированию и может осуществляться только после получения лицензии, что в настоящий момент требует определенных затрат времени. Таким образом, невзимание госпошлины в данной ситуации существенным образом не изменяет условия привлечения иностранной рабочей силы. Поэтому не стоит беспокоиться о том, что в Беларусь «наводнят» иностранные гастарбайтеры, которые лишат белорусов рабочих мест», — считает А.Степановский. 

Он высказал мнение, что декрет №10, предусматривающий в ряде случаев представление льгот и преференций инвесторам в индивидуальном порядке, не нарушает Налоговый кодекс. «Нормы Налогового кодекса не распространяют свое действие на решения, принимаемые президентом по налоговым вопросам. Кроме того, законодательство, в частности Инвестиционный кодекс /гл. 10/, предусматривает возможность предоставления индивидуальных льгот инвестору в инвестиционном договоре», — аргументировал юрист. 

Он подчеркнул, что декрет № 10 впервые устанавливает формы ответственности сторон за несоблюдение условий инвестдоговора, ранее отсутствовавшие в белорусском законодательстве. Так, инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему в результате незаконных действий /бездействия/ должностных лиц госорганов или исполнительных комитетов. В то же время документ закрепляет право на односторонний отказ государства от исполнения обязательств по инвестдоговору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств.

Как сообщал ПРАЙМ-ТАСС, В Беларуси декретом № 10 от 6 августа утверждены правила для белорусских и иностранных инвесторов, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в стране и закреплена ответственность инвесторов за выполнение взятых обязательств. 

Документ классифицирует инвестиционные договоры в зависимости от значимости проекта и предоставляемых преференций по категориям: инвестдоговоры, для реализации которых преференции не требуются; договоры, которыми предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, уже установленных законодательством и решениями президента; договоры, которыми предусматривается предоставление инвестору преференций, не установленных законодательными актами или иными решениями президента. 

При этом согласование с президентом, предоставление бизнес-плана инвестиционного проекта и государственная комплексная его экспертиза необходимы только для последней группы договоров.

Источник: Прайм-Тасс

Создание сайтов