Белорусы готовы использовать карточки и электронные деньги, но хотят скидок и развитой инфраструктуры

Нацбанк Беларуси в 1-2 кварталах 2011 года провел анкетирование по изучению использования населением средств осуществления безналичных розничных платежей (банковские пластиковые карточки, электронные деньги, интернет – банкинг, мобильный банкинг). Оно показало, что для подавляющего числа респондентов (85%) необходима возможность оплаты товаров и услуг с использованием карточек, электронных денег, через интернет–банкинг или мобильный банкинг. Об этом сообщается в пресс-релизе управления информации НББ.
В анкете было 27 вопросов, тематически охватывающих разные средства безналичных розничных платежей и качество предоставляемых услуг.

96% участников анкетирования пользуются банковскими карточками; 43% и 24% – соответственно интернет-банкингом и мобильным банкингом и 9% – электронными деньгами.

Вместе с тем только 10% респондентов оценивают качество банковских услуг в сфере безналичных розничных платежей как высокое; большинство респондентов (80%) оценили его как среднее и 10% считают качество предоставляемых услуг низким.

Среди факторов, снижающих доверие населения к использованию средств осуществления безналичных розничных платежей, респонденты указали:

— недостаточную развитость сети платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (55%);

— частые сбои в работе или нерабочее состояние платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (54%);

— недостаточную квалификацию работников сферы торговли и услуг при использовании терминального оборудования (32%);

— длительное время связи с банком, плохую связь (31%);

— иные факторы (6,3%), например, отсутствие доступной и простой рекламы; незаинтересованность персонала предприятий торговли и сервиса в увеличении доли безналичных расчетов; боязнь уплаты комиссии при пользовании банкоматом/терминалом.

Как одну из существенных причин, сдерживающих проведение безналичных платежей в устройствах самообслуживания или вызывающих неудобство при их использовании, респонденты отметили частые сбои в их работе (либо нерабочее состояние), в том числе вызванные длительной и нестабильной связью с расчетным банком.

Стимулировать население к более широкому использованию средств безналичных розничных платежей, по мнению респондентов, можно следующими способами:

— предоставлением скидок и дисконтированием операций при осуществлении безналичных розничных платежей (66%);

— повышением финансовой грамотности населения (64%);

— развитием сети платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (52,8%);

— обеспечением безопасности и надежности средств безналичных розничных платежей (41,7%);

— подготовкой квалифицированного обслуживающего персонала (28,5%);

— проведением рекламных игр (25%).

Респонденты отмечают (64%), что одним из способов стимулирования населения к более широкому использованию банковских пластиковых карточек, электронных денег, проведению платежей посредством интернет – банкинга и мобильного банкинга является повышение финансовой грамотности в данной сфере.

«Это еще раз подчеркивает необходимость применения банками практики обучения своих клиентов пользованию платежными инструментами как на этапе заключения договоров, так и при последующем сопровождении«, — отмечают в Нацбанке.

Кроме того, из результатов опроса следует, что половина респондентов недостаточно информирована о рынке безналичных платежей, а также не знает взимаемую обслуживающим банком комиссию и стоимость услуги при проведении операций.

Проведенный опрос фактически показал, что население готово активно пользоваться электронными платежными инструментами, технологиями дистанционного банковского обслуживания (73%), и вместе с тем выявил ряд негативных факторов в части их применения, на которые уже неоднократно обращал внимание Нацбанк.

По итогам опроса Нацбанк рекомендовал банкам совместно с обслуживаемыми предприятиями торговли, сервиса и другими заинтересованными организациями:

– принять меры по повышению надежности функционирования терминального оборудования и коммуникационных сетей, взаимодействующих с процессинговыми центрами; обеспечить достаточный уровень их производительности и отказоустойчивости, особенно в часы пиковой нагрузки;

– проводить мероприятия по повышению квалификации работников сферы торговли и услуг в части использования терминального оборудования;

– проводить работу по повышению информированности обслуживаемых клиентов об условиях проведения операций в устройствах самообслуживания, взимания комиссионных вознаграждений, установленных лимитах выдаваемых банкоматами денежных средств. Разместить (поддерживать в актуальном состоянии) на официальных сайтах, в местах обслуживания клиентов информацию об условиях проведения операций с использованием карточек, электронных денег, интернет – банкинга, мобильного банкинга;

– в договорах на обслуживание клиента четко и ясно излагать условия снятия наличных денег, оплаты товаров и услуг в устройствах иных банков;

– активизировать работу по привлечению клиентов к оплате товаров и услуг посредством безналичных платежей путем популяризации электронных платежных инструментов, проведения рекламных игр, акций, розыгрышей призов, предоставления скидок.

news.tut.by

Создание сайтов