В Беларуси логично ожидать повышения минимальной суммы инвестиционного проекта, претендующего на получение льгот путем заключения договора с государством – К.Михель

В Беларуси после принятия президентом декрета №10 логично ожидать повышения с нынешних 5 млн долл минимальной суммы проекта, претендующего на получение льгот путем заключения инвестиционного договора с государством. Такую точку зрения высказал в комментарии агентству ПРАЙМ-ТАСС управляющий партнер юридической фирмы «Власова, Михель и партнеры» Константин Михель. 

«Нельзя исключать, что правительство пересмотрит в сторону повышения минимальную сумму инвестиционного проекта /сейчас она составляет 5 млн долл/, от которой возможно заключение инвестиционного договора, сделав действительно значимыми те проекты, в отношении которых целесообразно предоставлять специальный правовой режим, и исключив, таким образом, соблазн инвесторов отныне любой ценой реализовывать свои проекты в Беларуси на основании инвестиционного договора с государством», — сказал К.Михель.   

По крайне мере, такое решение было бы логичным для второго и третьего уровней заключения инвестиционного договора, установленных декретом №10, сказал юрист. 

В отличие от ранее действовавшего порядка, декрет определяет три самостоятельных уровня принятия решения о заключения инвестиционных договоров. Первый — республиканский госорган, администрации областей — в пределах их компетенции в случае реализации проекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы; второй — правительство — в случаях, когда инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору индивидуальных льгот и преференций; третий — правительство по согласованию с президентом в случаях предоставления инвестору индивидуальных льгот и преференций. 

До принятия декрета решение о заключении инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь принималось правительством по согласованию с президентом, что при минимально допустимой сумме инвестиционного проекта в 5 млн долл, очевидно, было слишком высоким уровнем принятия решений, отметил К.Михель.  

При этом процедура заключения предусматривала разработку бизнес-плана инвестпроекта, его оценку Министерством экономики, а в случае финансового участия государства /кредиты под гарантию правительства, создание инвестором организаций с участием государства, предоставление мер господдержки/ – государственную комплексную экспертизу, согласование в определенных случаях проекта инвестиционного договора с Минфином, Министерством иностранных дел, Минюстом и другими госорганами. 

«Несмотря на давнее существование этого правового инструмента, на сегодняшний день инвестиционный договор с Республикой Беларусь имеют единичные инвесторы – всего около пяти», — отметил собеседник агентства, подчеркнув таким образом сложность действовавшего ранее бюрократического механизма, сопровождавшего заключение инвестиционного договора со страной. 

«Представляется оправданным, что теперь заключение инвестиционного договора на первом и втором уровне не требует ни бизнес-плана, ни проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта, что, очевидно, объясняется отсутствием в данном случае индивидуальных льгот для инвесторов и возложением рисков за успех проекта на самих инвесторов», — отмечает К.Михель.

 В случаях, когда предоставляются индивидуальные льготы и, соответственно, требуется согласие президента, необходимы бизнес-план проекта и его государственная комплексная экспертиза. По мнению собеседника ПРАЙМ-ТАСС, такое требование объясняется необходимостью сопоставления недополученного государством дохода в виде предоставленных льгот с положительным социальным и финансовым эффектом, ожидаемым от реализации проекта.

Юрист отмечает, что заключение инвестиционного договора, в том числе и без получения индивидуальных льгот, само по себе является важным для инвестора. Такой договор предоставляет инвестору дополнительные правовые гарантии по защите инвестиций, для иностранных инвесторов — возможности для защиты своих прав в иностранных судах /арбитраже/. «А после принятия декрета №10 инвестиционный договор является также основанием для получения льгот. Ведь предусмотренные декретом льготы распространяются не на любой инвестиционный проект, а только на инвестора /его организацию/, заключившего договор с государством», — говорит эксперт. 

Инвесторы, заключившие инвестиционный договор /на любом из трех уровней/, освобождаются от перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка. «Размер такой платы значительный, он определяется кадастровой стоимостью земельного участка с учетом срока аренды», — пояснил юрист. 

Также они освобождаются от возмещения потерь сельскохозяйственного и/или лесохозяйственного производства при изъятии земель, от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов. «Эти платежи также составляли значительные суммы с учетом действующей в стране методики их оценки», — отмечает К.Михель. 

Инвестор, заключивший договор с государством, также освобождается от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС /кроме НДС при ввозе товаров с территории России/ при ввозе оборудования и запасных частей для реализации инвестиционного проекта. 

«При этом традиционно запрашиваемое инвесторами освобождение от таможенных платежей при ввозе не только оборудования, но и иных товаров /стройматериалы и т.п./ декретом не предоставляется, что, наверное, объясняется необходимостью стимулировать спрос на белорусскую продукцию», — сказал К.Михель. 

Также такой инвестор освобождается от уплаты пошлин в связи с привлечением иностранной рабочей силы, при этом сам разрешительный порядок привлечения иностранных работников сохраняется. 

«Декрет также наделяет инвесторов, заключивших инвестиционные договоры, правом строительства параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов строительства, что, безусловно, сократит сроки реализации проектов», — отметил собеседник ПРАЙМ-ТАСС. 

Кроме того, в отличие от общеустановленного порядка, предоставляется право получения земельного участка без проведения аукциона на право его аренды, с оформлением отвода участка одновременно с выполнением работ по строительству. 

Декрет гарантирует стабильность арендных отношений, запрещая повышать арендную плату в течение всего срока реализации инвестиционного проекта. 

Декрет в основной своей части вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. 

«Безусловно, следует приветствовать принятие декрета №10, однако при этом я бы сдержанно отнесся к оценкам возможности резкого повышения инвестиционной активности со стороны инвесторов, так как правовое поле является лишь одной из предпосылок к принятию решений при осуществлении инвестиций», — резюмировал К.Михель.

Источник: Прайм-Тасс

Создание сайтов