Развитие потребительского рынка Беларуси в первом полугодии 2016 года
Главная черта развития потребительского рынка Беларуси в первом полугодии 2016 года – его дальнейшее сжатие. За 2015 год объём розничной торговли через все каналы реализации сократился в сравнении с 2014 годом на 1,3 %, в первом полугодии 2016 года в сравнении с первым полугодием 2015 года – на 1,6 %. Розничный товарооборот общественного питания сократился соответственно в 2015 году на 5,1 %, в первом полугодии 2016 года – на 0,5 %.
Розничный товарооборот торговли и общественного питания сокращался на фоне роста численности населения Беларуси за счёт положительного сальдо внешних миграций. На 01.07.2016 г. население страны составило 9,5 млн. чел. и увеличилось с начала года на 1590 чел. Среднемесячные потребительские расходы на душу населения (без учёта платных услуг) в первом полугодии 2016 года составили в сопоставимых ценах 3159,9 тыс. руб., в первом полугодии 2015 г. – 3265,3 тыс. руб., т.е. сократились на 3,2 %. Из-за девальвации белорусского рубля среднемесячные потребительские расходы на душу населения в долларах США снизились на 18,7 %. В первом полугодии 2016 года они составляли 158,5 дол. США, в первом полугодии 2015 г. – 194,9 дол. США.
Сокращение потребительского спроса в Беларуси в первом полугодии 2016 года стало одним из важных факторов снижения ВВП страны, снизившегося в сравнении с первым полугодием 2015 года на 2,5 %.
Основная причина сжатия потребительского рынка – падение реальных денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в 2015 году на 5,9 % в сравнении с 2014 годом, в январе-мае 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года – на 7,0 %. В 2015 году и за первые пять месяцев 2016 года снижение реальных денежных доходов населения существенно опережало снижение ёмкости потребительского рынка, что было обусловлено «проеданием» населением страны сбережений, которые традиционно хранятся в иностранной валюте. Только за январь-июнь 2016 года населением было продано валюты на 4,285 млрд. дол. США, а куплено на 3,398 млрд. дол. США. По мнению экспертов «проедание» валютных сбережений связано сегодня не только с желанием сохранить привычный уровень потребления, но и с ограниченностью денежных ресурсов у многих категорий населения для удовлетворения основных потребностей в продуктах питания, приобретении одежды и обуви, оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Кроме сжатия потребительского рынка и его отставания от темпов снижения денежных доходов населения, к числу прочих важных тенденций его развития в первом полугодии 2016 года можно отнести:
1. Разнонаправленные тренды в снижении розничного товарооборота торговли и общественного питания.
товарооборота торговли и общественного питания. Если темпы снижения розничного товарооборота торговли продолжают расти вслед за ростом темпов сокращения реальных денежных доходов населения, то темпы снижения розничного товарооборота общественного питания в первом полугодии 2016 года стали снижаться в сравнении с темпами их падения в 2015 году. В силу этого можно говорить об относительной стабилизации товарооборота общественного питания, поскольку наиболее малообеспеченные потребители услуг общепита ушли с рынка или резко снизили своё присутствие на нём ещё в 2015 г.
2. Рост доли продовольственных товаров в розничном товарообороте торговли и общественного питания.
Если в 2015 г. эта доля составила 52,0 %, то в первом полугодии 2016 года – 54,1 %. Эта связано с существенным снижением уровня жизни населения Беларуси. Доля продовольственных товаров в розничном товарообороте, по мнению многих экспертов, – наиболее достоверный индикатор уровня жизни населения.
3. Сокращение розничного товарооборота на рынках и в торговых центрах на фоне роста объёмов розничного товарооборота организаций торговли.
В первом полугодии 2016 года рост товарооборота торговых организаций составил 1,7 % в сравнении с первым полугодием 2015 года, а товарооборот рынков и торговых центров за тот же период снизился на 17,7 %. Снижение товарооборота рынков и торговых центров в значительной степени было связано с ухудшением условий торговой деятельности индивидуальных предпринимателей в связи с необходимостью реализации ими только сертифицированной продукции с 1 января 2016 г., что предусматривает Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». В результате доля организаций торговли в розничном товарообороте через все каналы реализации выросла до 85,1 % (в первом полугодии 2015 г. она составляла 81,4 %).
4. Устойчивое развитие розничной торговли, находящейся в иностранной собственности.
В первом полугодии 2016 г. в сравнении с первым полугодием 2015 года товарооборот торговых объектов, находящихся в иностранной собственности, в сопоставимых ценах вырос на 11,9 %, в собственности государства – сократился на 2,1 %, в частной собственности – сократился на 4,7 %.
5. Сокращение потребительского спроса населения особенно негативно сказалось на хозяйственной деятельности малых организаций розничной торговли.
В результате крупные и средние организации торговли увеличили свою долю в розничном товарообороте всех организаций с 70,2 % в первом полугодии 2015 года, до 75,2 % в первом полугодии 2016 года. При этом крупные организации увеличили свой вклад в розничный товарооборот всех организаций с 63,3 % до 66,5 %, а средние организации – с 7,5 % до 8,7 %.
Учитывая динамику снижения реальных денежных доходов, можно прогнозировать дальнейшее сокращение потребительского рынка Беларуси. «Тяжёлые» времена в первом полугодии 2016 года для белорусской розничной торговли и общественного питания не закончились.
Более подробно с развитием розничной торговли и общественного питания в Беларуси в январе-июне 2016 года можно познакомиться в соответствующих аналитических материалах в разделе Аналитика.