Развитие потребительского рынка Беларуси

Общеэкономические условия развития потребительского рынка

Непосредственное влияние на развитие потребительского рынка Беларуси оказала достаточно сложная социально-экономическая ситуация. 2015 год стал для экономики Беларуси годом существенного снижения ВВП и ухудшения большинства социально-экономических показателей.
ВВП Беларуси сократился в сравнении с 2014 годом на 3,9%. Отрицательные темпы роста ВВП в стране наблюдались впервые за последние 19 лет с 1995 года. Существенный спад был отмечен в промышленности (6,6%), сельском хозяйстве (2,8%), строительстве (9,5%) и других видах экономической деятельности. Цены на товары и услуги в 2015 году выросли на 12,0%. Реальные денежные доходы населения сократились на 5,9%.
Сокращение реальных денежных доходов населения происходило на фоне роста численности населения страны. Население Беларуси в 2015 году выросло на 17,9 тыс. чел. и достигло 9498,7 тыс. чел. на начало 2016 года. Рост населения в 2015 году, как и в два предыдущих года, был обеспечен миграционным приростом, который полностью компенсировал естественную убыль и обеспечил рост населения страны.

Основные тенденции развития потребительского рынка

Сжатие потребительского рынка. Сжатие, т.е. сокращение объёмов потребительского рынка закономерно последовало за сокращением реальных денежных доходов населения. Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации и общественного питания в 2015 году составил 363154,8 млрд. руб. или 99,8% к уровню 2014 года. Сокращение розничного товарооборота существенно отставало от темпов падения реальных денежных доходов населения, что свидетельствует о расходовании денежных сбережений населения.
Из-за высоких темпов девальвации белорусского рубля в долларовом выражении розничный товарооборот торговли и общественного питания сократился в 2015 году на 35,7% в сравнении с 2014 годом и составил 22 890,9 млн. долларов США.
Среднедушевые потребительские расходы населения (без учёта платных услуг) в 2015 г. в Республике Беларусь составили 38 267,7 тыс. руб. и сократились в сопоставимых ценах в сравнении с 2014 г. на 0,3%. В долларах США среднедушевые потребительские расходы в стране сократились на 35,8% и уменьшились с 2412,1 долларов США в 2014 году до 1346,9 долларов США в 2015 году.

Рост доли розничной торговли в структуре потребительского рынка и сокращение доли общественного питания. Яркой тенденцией развития потребительского рынка Беларуси в 2015 г. стало существенное изменение структуры товарооборота розничной торговли. Если темпы роста товарооборота розничной торговли в 2015 году составили 100,2% в сравнении с предыдущим годом, то товарооборот общественного питания составил 92% к уровню 2014. Существенное сокращение товарооборота общественного питания стало следствием перехода населения на модель экономии на питании вне дома. В результате в структуре розничного товарооборота доля розничной торговли увеличилась до 95,6%, а доля общественного питания сократилась до 4,4%. Следует отметить, что и до кризисных тенденций в развитии потребительского рынка доля общественного питания в розничном товарообороте Беларуси была чрезвычайно низкой (4,7% в 2014 г.), что свидетельствует о невысоком уровне жизни в стране в сравнении с большинством других стран Европы.

Сокращение розничного товарооборота на рынках и в торговых центрах. На фоне общего замедления роста в 2015 году объёма розничного товарооборота торговли, гораздо лучше «чувствовали» себя торговые организации (они обеспечили рост товарооборота на 5,4%) и существенно хуже – торговые центры и рынки (снижение товарооборота на 2,5%).
Снижение товарооборота рынков и торговых центров в значительной степени было связано с ухудшением условий торговой деятельности индивидуальных предпринимателей в связи с необходимостью реализации ими только сертифицированной продукции с 1 января 2016 г., что предусматривает Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 года № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Между тем, белорусские индивидуальные предприниматели имеют определённые трудности получения товаросопроводительных документов на оптовых рынках других стран. Опасаясь штрафных санкций и невозможности реализации несертифицированных товаров в 2016 году, многие индивидуальные предприниматели последовательно сворачивали свою торговую деятельность.

Изменения товарной структуры потребительского рынка. В товарной структуре розничного товарооборота торговли и общественного питания в 2015 году заметно выросла доля продовольственных товаров (до 52,0%) и сократилась доля непродовольственных товаров (до 48,0%). Эта тенденция связана с существенным снижением уровня жизни населения Беларуси. В 1995 году – в самый тяжёлый год в социально-экономическом развитии современной Беларуси, когда наблюдался пик постсоветского социального экономического кризиса, доля продовольственных товаров в розничном товарообороте торговли и общественного питания составляла 65,5%. В докризисном 1990 году доля продовольственных товаров в розничном товарообороте торговли и общественного питания в Беларуси составляла 44,9%. Это был самый низкий показатель доли продовольственных товаров в розничном товарообороте за последние 25 лет. Доля продовольственных товаров в розничном товарообороте, по мнению многих экспертов, – наиболее достоверный индикатор уровня жизни населения.

Рост межрегиональных различий в покупательной способности населения и концентрация потребительского рынка в крупнейших городских центрах страны. Среднедушевые потребительские расходы населения между регионами страны базового уровня в 2015 году достигли трёхкратной величины (Минский район и с г. Минском и Городокский район Витебской области), доля г. Минска в ёмкости потребительского рынка страны (без учёта платных услуг, оказываемых населению) превысила 30,8% от национального уровня. В силу роста населения крупных городских центров и традиционного сохранения в них относительно высоких среднедушевых потребительских расходов населения, постоянно растёт их доля в ёмкости потребительского рынка возглавляемых ими территориальных систем расселения, которые могут рассматриваться в качестве региональных потребительских рынков, исторически сложившихся в Беларуси. Каждый региональный потребительский рынок состоит из тесно взаимодействующих друг с другом главных городских центров и окружающих его территорий.
Более подробно с развитием розничной торговли, общественного питания, межрегиональной дифференциации потребительских расходов населения и ёмкости потребительского рынка, состоянием региональных потребительских рынков Беларуси можно ознакомиться в соответствующих аналитических материалах в разделе Аналитика.

Создание сайтов