Раз, два, три… Продано!

Публичные торги всегда были овеяны неким ореолом загадочности. Мало кто знает, что проводят аукционы и в белорусской столице. Конечно, далеко не такие крупные и популярные, как лондонские «Сотбис» или «Кристи», но страсти кипят порой нешуточные. Что и почем на минских аукционах, выясняла наш корреспондент

Азарт приходит во время торгов

Самые востребованные у минчан аукционы — по продаже права аренды на здания и помещения. Подобные торги ежемесячно проводит Минский городской центр недвижимости.

Небольшой зал на 80-100 человек заполняют обычно предприниматели, которым требуются помещения для ведения бизнеса. За ходом аукциона обязательно наблюдают представители центра недвижимости и Мингорисполкома.

Улыбчивый харизматичный ведущий в костюме и при бабочке придает мероприятию некую торжественность. Торги ведет на родном языке:

— Хто не разумее роднай мовы? Магу перайсці на хіндзі, суахілі, ангельскую…

Шутка вызвала улыбку на серьезных лицах участников аукциона.

— Тады, сябры мае, надзея беларускай эканомікі, пачнем!

Страсти разгорелись уже с первых лотов. Стартовая цена одного из них составила около 2,5 миллиона рублей. За право арендовать помещение площадью в 70 квадратных метров на улице Розы Люксембург боролись две предпринимательницы. Сумма давно перевалила за тридцать мил­лионов, но сдаваться никто из бизнес-леди не собирался. В бойкий торг неожиданно вмешался третий участник. Наравне с цепкими предпринимательницами он уверенно поднимал табличку со своим номером, соглашаясь на все более высокие цены, предлагаемые ведущим.

— Ну што, дзяўчаты? Ідзем далей? — подмигнул тот, собираясь озвучивать новую цену.

Девчата сдались, когда ставка поднялась до 50 миллионов. Радостный победитель облегченно вздохнул.

Нешуточная борьба разгорелась за право соорудить в детском парке имени Горького стерео-кинотеатр в формате 5D. Стартовая цена — 700 тысяч. За лот боролись с пяток бизнесменов, но, когда сумма достигла 60 миллионов, осталось двое. Тем временем цифра неуклонно росла — 140, 180, 190 миллионов… В итоге аттракцион будет устанавливать арендатор, выложивший 200 миллионов рублей. Зал аплодировал победителю торгов.

— Перамога ў галівудскiм стылі! — прокомментировал ведущий.

Каждый лот на аукционе продается с условиями. Например, владелец может продавать в арендованном помещении только непродовольственные товары. Либо же в киоске, где можно реализовывать горячие и холодные напитки, запрещают разливать кислородные коктейли. Бывает, что обязательным условием выдвигается требование письменного согласования перечня товаров, которые намерен продавать арендатор.

Особой популярностью пользовались места для продажи мороженого и прохладительных напитков. Оно и понятно: жаркие дни не за горами. А холодненькое летом— самый раскупаемый продукт. Особенно учитывая опыт прош­лого года.

Раритеты не в моде?

В Беларуси зарегистрирован всего один аукционный дом, специализирующийся на продаже антиквариата. Попасть на торги постороннему человеку достаточно сложно. Любители раритетных вещей образуют своеобразную закрытую касту и предпочитают не афишировать себя. Они достаточно хорошо знают друг друга и чужака заметят издалека.

Да и проводятся подобные аукционы у нас не столь часто, как торги, скажем, квартирами, — в среднем 5-6 раз в год по мере накопления предоставленных предметов. Их количество должно быть не менее 250-300. С молотка продается менее 50 процентов вещей. Остальные либо отдают на реализацию в салоны, либо возвращают владельцам.

Перед тем как попасть на аукцион, каждая вещь проходит экспертизу на подлинность, включающую консультации с экспертами, поиски необходимых документов. Исследования могут растянуться на многие месяцы.

Чтобы доказать подлинность ранее не известной живописной картины XVII века, на которой изображена сцена присвоения Николаю Радзивиллу Черному титула князя Священной Римской империи на Олыке и Несвиже, ушло около восьми месяцев. В том числе пришлось отправлять письмо дочери последнего хозяина Несвижского замка Альбрехта Радзивилла Эльжбете Ра­дзивилл, живущей в Европе. Княгиня вспомнила, в каком зале семейного дворца висела картина.

По словам директора единст­венного официального в Беларуси антикварно-аукционного дома Paragis Андрея Березина, полотно подтверждает статус Радзивиллов и представляет огромную историко-культурную ценность. Оценивается в 500 тысяч евро. Но это для подобного антиквариата не предел. Среди лотов аукционного дома есть картина итальянской школы живописи «Лавиния», ее продадут не меньше чем за полтора миллиона евро.

Предметов, которые вполне могли бы пополнить нацио­нальную сокровищницу, со слов Андрея Березина, приносят в аукционный дом немало. Взять хотя бы уникальную книгу белоруса Казимира Семеновича «Великое искусство артиллерии». Знаменательна она тем, что автор описывает конструкции и принцип действия различных видов космических ракет и приводит необходимые чертежи и расчеты. Книга была издана в 1651 году! Какое-то время она хранилась в личной библиотеке Петра I. Оценивается в 18 тысяч евро, что, впрочем, совсем не много для издания, претендующего на свершение революции в истории космонавтики.

Еще один фурор среди историков может произвести золотое ожерелье с камнями. Ученые из Национальной академии наук подлинность украшения подтвердили и предположили, что оно могло принадлежать самой Евфросинье Полоцкой.

Большинство раритетных вещей на аукционе выставляется из част­ных коллекций. Впрочем, и процент подделок среди поступающих работ очень высок, порой до 90.

— Далеко не каждый владелец картины или статуэтки уверен в том, что обладает оригиналом. А провести самостоятельно экспертизу слишком дорого, — поясняет директор Paragis. — Между тем подделывают все: фарфор, живописьё бронзу.

Конечные цены от стартовых отличаются в разы. К примеру, книга стихов Шиллера, подарочное издание 1854 года, первоначально стоила 2,5 тысячи евро. Но в процессе торгов ее стоимость увеличилась до 12 тысяч. Новым владельцем раритетного томика поэзии стал не кто иной, как «бриллиантовый король» Александр Сваровски.

Перед каждым аукционом выпускается каталог, где представлены все лоты с подробным описанием. В первую очередь он рассылается постоянным клиентам. Покупатели — граждане России, Украины, США, Австралии, ЕС. Белорусов среди них… полпроцента. Выходит, немного среди нас тех, кто может позволить себе приобрести картину за полтора миллиона евро. Или среди белорусских олигархов мало настоящих ценителей и собирателей предметов подлинного искусства? В любом случае факты говорят сами за себя: в Минске на аукционах куда охотнее скупают квартиры и права на аренду офисов, чем раритетные статуэтки и картины. За последним к нам едут иностранцы.

Марина Костюкевич, «МК»

Создание сайтов