Степень уверенности белорусской розницы в настоящем и будущем
2011 год на рынке белорусской розницы начался просто идеально: темп роста товарооборота в 1-ом квартале составил плюс 21,4% к соответствующему периоду прошлого года. И, главное, по непродовольственной группе товаров какие цифры – 24,7%, значительно вырос спрос на импортные товары, включая бытовую технику и электронику! На этом фоне на рынке белорусской розницы активно развивались формирующиеся национальные розничные сети, появились новые игроки, полные амбиций и желания занять достойное место среди лидеров. Однако обнажилась и оборотная сторона медали: в структуре РТО 52,1% пришлось на продовольственную группу товаров, что свидетельствует о снижении потребительских настроений; рентабельность предприятий торговли составила около 2%, а более 12% вообще оказались убыточными. Вдобавок начались проблемы на валютном рынке, что привело к росту цен на товары потребительского импорта, и возросшим, достигшим уровня ажиотажного, спросом на ряд товаров.
Как будет развивать ситуация на рынке ?
Эксперты компании Менка считают, что развитие рынка белорусской розницы в ближайшее время будет сродни 2010 года: продолжится рост розничного товарооборота, но при этом структура останется отрицательной или еще больше будет ухудшаться: т.е. расходы потребителей на продуктовую группу будут превышать расходы на непродовольственную группу. Розница, специализирующаяся в торговле товаров длительного пользования, как например, магазины бытовой техники, мебели, снова не смогут показать хороших темпов роста. Кроме того, данная торговля очень сильно зависит от доступности потребительских кредитов, а на этом рынке после длительного периода упрощения процедуры получения и удешевления кредитов, похоже, наметились тенденции возврата к усложнению процедур и росту ставок за пользование кредитом.
Но даже качество прогнозируемого роста товарооборота продовольственной розницы вызывает сомнения. Маловероятно, что среднестатистический белорусский потребитель станет больше есть или пить или перейдет на более качественные или премиальные продукты. Он просто станет больше платить за традиционно приобретаемые товары, тех же марок и того же, если не меньшего, количества. В такой ситуации физический рост валовой выручки розничных предприятий – не более чем пиррова победа. Реальную прибыль, полученную за счет роста цен, получат, пожалуй, все, но в наименьшей степени магазины, являющиеся конечным звеном в общении с потребителем.
Возникает вопрос: Может ли розничный бизнес обеспечить себе стабильность и развитие в этих условиях?
Да может, но только тот бизнес сохранит или придет к стабильности и развитию, который способен быстро и точно реагировать на происходящие изменения на рынке. При этом сделав ставку на целостный управленческий подход при построении и развитии розничной сети и магазинов, правильно выбранную стратегия развития своего предприятия, качественный менеджмент, грамотное управление персоналом, уделив должное внимание вопросам безопасности.
Не лишним считают эксперты «Менка» в сложившейся ситуации, и перенять опыт успешных компаний, познакомиться с рекомендациями управленцев и практиков. Это особенно важно, поскольку перенять опыт будет значительно дешевле и быстрее, чем пытаться действовать в сложных условиях методом проб и ошибок.