Пик во время чумы
демонстрирует белорусская розница
Валентина ОВЧИННИКОВА, Белгазета
2009г. стал первым годом, когда потребительский бум, позволявший стране ежегодно увеличивать розничный товарооборот (РТО) примерно на 20%, пошел на спад. По данным Белстата, в январе-ноябре 2009г. РТО (включая общественное питание) через все каналы реализации составил Br50,4 трлн., что в сопоставимых ценах на 2,8% больше, чем в январе-ноябре 2008г. при годовом прогнозе роста РТО на 17%.
Несмотря на очевидное снижение благосостояния белорусских покупателей и сокращение программ потребкредитования, ритейлеры не остановили развитие, продолжив расширение сетей, в т.ч. за счет экспансии в регионы, которые на протяжении последнего времени демонстрировали более впечатляющие темпы роста, чем столица.
СПРАВКА «Дисконта». Так, если за 11 месяцев 2009г. в Минске РТО через все каналы реализации вырос на 2,2%, а по торговым организациям – на 1,9%, то в Витебской области прирост составил 2,9 и 2,7% соответственно, в Могилевской – по 2,7%, в Гродненской – 3,5 и 3,3%, а в Минской (без учета столицы) – 5,7 и 6,7% соответственно. Аналогичная тенденция прослеживалась и в 2008г., когда темпы роста РТО, например, в Минской области почти вдвое превысили прирост показателей в Минске.
В такой ситуации ритейлеры спешили занять места под солнцем, понимая, что оно лишь на время потускнело под кризисными тучками. Так, ЧУП «Премьерторг» в 2009г. открыло второй дискаунтер «На недельку» в Минске, а в перспективе намерено довести количество объектов до 10-12, включая магазины в регионах. Сеть «Гиппо» открыла свои ГИППОмаркеты в Молодечно и под Минском. Новые магазины в столице в уходящем году открыли сети «магазинов у дома» – «Рублевский» и «Соседи», последняя открыла также магазин в Бобруйске, а сеть «БелМаркет» (в создание сети универсамов инвестирует Международная финансовая корпорация) ввела новые торговые объекты в Минске, Жодино и Молодечно. Сеть дискаунтеров «Евроопт» (ООО «Евроторг) открыла два магазина в Гомеле. Согласно планам компании, в будущем дискаунтеры сети должны появиться во всех областных центрах и крупных городах с населением от 50 тыс. человек. Региональные операторы также проявляли активность. Например, крупнейшая брестская розничная сеть «Продтовары» под самый занавес 2008г. открыла свой самый крупный объект – супермаркет «Микс».
Показательно, что, помимо продуктовых ритейлеров, борьбу за потребителя продолжили и розничные торговые предприятия, работающие с непродовольственными товарами, доля которых в общем объеме товарооборота снизилась по сравнению с 2008г. Сразу несколько крупных открытий произошло в сегменте торговли детскими товарами: сеть «Буслiк» (25,5% акций владельца сети компании West Ost Union приобрел Европейский банк реконструкции и развития) открыла еще один магазин в столице, а в Витебске начал работу новый магазин Mothercare.
Из событий в непродовольственном ритейле можно отметить также открытие сетью «Пятый элемент» супермаркета бытовой техники в Минске, сетью строительных магазинов OMA – собственного ТЦ в Барановичах, а также возведение компанией строительного гипермаркета в Минске с привлечением кредита МФК.
Главным маркетинговым решением белорусских ритейлеров в первый полностью кризисный год стало снижение цен. «Удар по цене стал общим трендом, характерным как для небольших магазинов, так и для крупных сетей. Ритейлеры постарались максимально снизить издержки, где-то сократить кадры, а также получить скидку от поставщика, чтобы выставить как можно более привлекательную цену», – отмечает директор компании «РитейлМаркетинг» Татьяна Закжевская.
Аналитик Института розничных технологий «Менка» Сергей Сенкевич также отмечает увеличение количества продаж по сниженным ценам, распродаж и иных аналогичных акций: «В любом более или менее популярном торговом объекте что-то похожее теперь происходит практически каждый день. Кроме того, многие сети существенно повысили уровень информирования населения о предстоящих или проходящих продажах по сниженным ценам. Но главное, после того как цены «отпустили на свободу», никто не бросился резко повышать их».
В ситуации, когда розница сделала акцент на цены, популярность формата дискаунтера существенно возросла – некоторые ритейлеры только в кризис стали позиционировать себя как магазины низких цен. «Дискаунтер сейчас – самый популярный у населения формат. В то же время нельзя сказать, что произошел массовый отток покупателей, например, из гипермаркета «Корона», который у минчан ассоциируется с более дорогим торговым объектом», – считает Сенкевич.
В 2009г. важность маркетинговой составляющей ощутили и производители. «Производители и поставщики и теперь берут часть затрат ритейлера по продвижению товаров до покупателя на себя. Поставщики поняли, что им выгодно предоставлять гипермаркетам специальные цены, участвовать в маркетинговых акциях. Правда, с точки зрения нашего законодательства требования финансового участия в каких-либо акциях, оплата за вхождение в сеть, за размещение товаров на полках и т.д. все равно останутся незаконными. Года полтора назад был курьезный случай, когда один из гипермаркетов подал в суд на поставщика за то, что тот не оплачивает расходы на маркетинговые акции. Естественно, реакция как судей, так и иных фискальных органов была обратной: как, вы занимаетесь поборами и еще чего-то требуете? Но, как правило, поставщики теперь стараются улаживать отношения без лишней огласки и в основном принимают правила ритейлеров. Все-таки объемы реализуемой продукции стоят того, чтобы избегать конфликтов», – констатирует Сенкевич.
РЕДКИЙ КАДР
Что, по оценкам экспертов, почти не изменилось в 2009г., так это уровень кадров в сфере ритейла. Настоящих профессионалов на рынке по-прежнему катастрофически мало. По мнению Сенкевича, «до 2005г. ни работники торговли, ни учебные заведения, готовящие персонал всех уровней, на практике просто не сталкивались даже с таким оборудованием, которое установлено в современных объектах, не говоря уже о технологиях. Сейчас процесс подготовки специалистов адаптировался к современным требованиям торговли. Однако рынок торговых объектов растет намного стремительнее, чем рынок подготовленных кадров».