«Менка» приняла участие в работе международной выставки MAPIC-2010 в Каннах
17-19 Ноября в Каннах проходила международная выставка MAPIC-2010, собравшая более 7 тыс. участников из более чем 60 стран. MAPIC – крупнейшая в Европе специализированная выставка торговой недвижимости, привлекающая специалистов со всего мира. Выставка проходит ежегодно с 1995 года в знаменитом Дворце Фестивалей в Каннах. И тем более приятно, что в этом году среди участников было две компании из Беларуси – «Менка» и «Спецпродмаш».
Если говорить о выставке в этом году, то сразу видно, что кризис отразился на подходе компаний к участию: не было отмечено излишней роскоши, стенды оформлены сдержано и демократично, во всем чувствовались минимализм и практичность. Более того, очень многие компании с громкими именами предпочитали в этом году принимать участие в выставке без стендов, только направляя сюда своих представителей.
И что еще бросилось в глаза – не было большого присутствия новых грандиозных проектов, что может говорить или о том, что рынки торговой недвижимости развитых стран уже достаточно насыщены, или о том, что девелоперы в секторе торговой недвижимости пережидают посткризисный период. Скорее всего, сказываются оба этих фактора: в Европе достаточно качественной торговой недвижимости для текущего периода, и реализация новых знаковых проектов отложена на некоторое время.
Но MAPIC – хоть и посвящена рынку торговой недвижимости, одновременно является и площадкой, где сходятся в одном месте и ритейлеры, и поставщики в торговые сети, и владельцы знаменитых брэндов… Это место, где происходят знакомства, презентации, заключение партнерских соглашений. Не исключением стал и текущий год. Особенно хочется отметить, что очень активно продвигают себя новые страны. Так, наши соседи из Польши, кроме того, что были широко представлены компаниями, были также представлены Польской Радой торговых центров, представляющей корпоративные интересы польского ритейла и девелопмента, государства в целом. Аналогичным образом поступила и Турция.
Эта страна, до недавнего времени выступавшая как своеобразны «швейный цех» для именитых брэндов, в настоящее время активно продвигает на международные рынки собственные брэнды, завоевывающие все большую популярность. На MAPIC Турция была представлена единым большим стэндом, организованным под эгидой правительства, в рамках которого работали десятки турецких марочников.
Учитывая, что белорусское представительство на выставке было куда скромнее, компания «Менка» взяла на себя почетную обязанность если и не представлять рынок всей страны, то хотя бы донести до заинтересованных зарубежных компаний информацию о стране и существующих проектах. Предварительно «Менка» провела встречи с ведущими белорусскими девелоперами, и многие выразили заинтересованность, чтобы их проекты и объекты были заочно презентованы во Франции. В рамках MAPIC у специалистов «Менки» прошло много двусторонних и многосторонних встреч с компаниями, представляющими различные направления отрасли. По результатам встреч можно сделать следующий вывод.
Рынок Беларуси пока мало привлекателен для западных инвестиционных компаний и фондов, инвестирующих в девелоперские проекты в сфере торговой недвижимости. И дело здесь не в отсутствии интереса конкретно к данному сектору, а в инвестиционной привлекательности рынка Беларуси в целом: придут в страну инвестиционные «флагманы» не важно в какую отрасль – подтянутся инвесторы и в проекты в области торговли и недвижимости.
А вот со стороны международных сетевых ритейлеров, со стороны марочников интерес к рынку Беларуси без преувеличения огромный. Но и они отмечают одну проблему – информационный голод, т.е. практически полное отсутствие информации о стране, ее рынке и возможностях. В результате, выражая заинтересованность в работе на нашем рынке, они просто не представляют, каким образом лучше на этот рынок выйти. Но все же есть надежда, что рядом компаний и эти барьеры будут преодолены и, возможно, очень скоро.
Так, в рамках двусторонних переговоров между руководителями компании «Менка» с руководством торговых сетей Auchan и Leroy Merlin, французские ритейлеры еще раз подтвердили свое намерение быть представленными в Беларуси, и с большим интересом восприняли информацию об изменениях на рынке и в инвестиционном климате, произошедших за последнее время. Также заявили, что в ближайшие месяцы намерены посетить Беларусь.
Сектор торговой недвижимости, девелоперские проекты в Беларуси также вызывают интерес у западных компаний. Так, еще один участник MAPIC от Беларуси, компания «Спецпродмаш», на выставке презентовала проект торгово-развлекательного комплекса «Гранд Каньон». На сколько успешно прошло его международное представление, безусловно, виднее хозяевам, но компания «Менка» своим взглядом со стороны не может не отметить неподдельный интерес к данному проекту со стороны участников выставки.