90-летний юбилей белорусского министерства торговли: история и вызовы современности
Становление и развитие торговой отрасли нашей страны является неотъемлемой частью истории Беларуси. Понимание этого особенно усиливается в юбилейный год Министерства торговли, когда идёт осмысление деятельности торгового ведомства за 90-летний период. Только обратившись к истории, можно по достоинству оценить тот опыт, что был накоплен Министерством в организации торговли на протяжении почти столетия, чтобы лучшее из этого опыта и сегодня применять на практике. Кроме того, знание истории экономики своей страны и народа – один из элементов той экономической культуры, которой так не хватает новому отечественному бизнесу.
Советская власть, которая стала основой белорусской государственности в ХХ веке, хотела построить общество, где потребности человека и определялись, и удовлетворялись бы самим государством. Одним из главных призывов Октября 1917 года был лозунг – «Долой власть капитала!». Однако и в этой новой политической и экономической системе пришлось использовать хозяйственный опыт предыдущих столетий.
Совсем не случайно, что именно во времена НЭПа, в 1924 году, когда, хотя бы частично, были реабилитированы рыночные отношения, в правительстве появился новый наркомат – Наркомат внутренней торговли. Спустя два года его полномочия были расширены, и он стал Наркоматом внешней и внутренней торговли. В его состав входили служащие, которые сами или их отцы торговали в недалёком прошлом на рынках Российской империи. Работники наркомата торговли умело использовали возможности частных торговцев для удовлетворения запросов городского рынка и содействовали развитию кооперативной торговли, которая обслуживала преимущественно сельских потребителей. Поэтому в годы НЭПа в республике не наблюдалось протестов против плохого обеспечения, а сельское хозяйство, опираясь на частную и кооперативную торговлю, возобновило объёмы своего довоенного производства.
В конце 1920-х годов начались советские пятилетки, в управлении экономикой главную роль стали играть командно-административные методы и жёсткое планирование. Название наркомата с 1931 г. поменялось на Наркомат снабжения БССР. Но основной его функцией по-прежнему оставалось не просто плановое распределение ресурсов, а более широкие задачи организации оптовой и розничной торговли в республике. Поэтому уже в 1934 г. наркомату вернули его прежнее, первое название. Это было трудное для его работы время: товаров не хватало, все ресурсы направлялись на индустриализацию. Парадокс заключался в том, что торговое ведомство не несло ответственности за перекосы в экономической системе, и не оно создавало проблему нехватки товаров. Более того, работники этого ведомства делали все от них зависящее, чтобы народ не остался без куска хлеба. В новых условиях им пришлось осваивать мастерство распределения товаров между областями, районами, городами, селами и торговыми точками республики. Белорусский город не оставался без продуктов питания даже в голодные 1932-1933 годы. А к концу 30-х годов ассортимент товаров в городских магазинах заметно расширился. Закладывались основы советской сферы услуг: дешёвые бани, парикмахерские, механические прачечные. Определённым подспорьем для сельчан стала колхозная торговля. В торговую сеть приходили молодые люди, оканчивавшие специальные училища и техникумы.
После Великой Отечественной войны, когда народное хозяйство оказалось разрушенным, пригодился опыт распределения товаров, полученный в 1930-е годы. Много внимания уделялось борьбе со злоупотреблениями, которые наблюдались при снабжении населения самыми необходимыми товарами. Став в 1946 г. Министерством торговли, ведомство продолжило решать важнейшие государственные задачи. Восстанавливалась и расширялась торговая сеть республики. В 1951 г. в Минске (вслед за Москвой, Ленинградом и Сочи) был заново отстроен первый в БССР современный универсальный магазин – ГУМ, открытый ещё до войны. Посетители универсама впервые увидели на его прилавках изобилие товаров, в том числе импортных из Чехословакии, Польши, ГДР и Франции. ГУМ воспринимался как сказочный дворец. Его открытие стало настоящим народным праздником. Позже универсальные магазины начали строиться по всей республике и по всему Советскому Союзу.
В 1960-х годах руководство торговлей Беларуси стало инициатором организации общественного питания в школах и на производстве. Потом этот опыт распространился по всему Советскому Союзу. Холодильные установки облегчили задачу сохранения пищевой продукции, авиаперевозки ускорили поток товаров. Были внедрены продажи в рассрочку, вводился метод самообслуживания. Все это позволило улучшить качество торгового обслуживания горожан. Но и в сельской местности происходили перемены. Вся республика покрылась сетью комбинатов бытового обслуживания. Почти в каждой более-менее крупной деревне появился магазин.
В 1970-х годах открывались специализированные магазины. В универсамах была организована торговля по потребительским комплексам: «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Товары для детей» и др. Там оказывались дополнительные услуги: раскрой тканей, мелкая подгонка одежды, работали сберегательные кассы, отделение связи. Лидером передовых технологий в организации продаж выступал ГУМ. Его опыт широко внедрялся в СССР.
В 1980-х годах Министерство продолжало удерживать торговлю БССР в рамках социальной справедливости. Злоупотреблений в ней было меньше, чем в некоторых других советских республиках.
В условиях плановой экономики на Министерство торговли возлагалась очень важная и ответственная задача своевременного удовлетворения потребностей производства и людей в необходимых товарах. И Министерство неплохо справлялось со своей задачей, отвечая на вызовы времени на разных этапах исторического развития советского общества.
Служащие Министерства торговли БССР в своей деятельности придерживались принципов, достойных подражания. Во-первых, принцип служения народу. Министерство торговли само по себе, как никакое другое министерство, стояло близко к народу, а руководство торговлей в БССР всегда учитывало запросы и интересы своего народа, постоянно стремилось к улучшению его материального положения, повышению жизненного уровня. Во-вторых, принцип связи с местными торговыми традициями. Министерство постоянно опиралось на опыт прошлого, привлекало к торговой деятельности старых, опытных, проверенных специалистов. На должности руководителей торгового ведомства избирались люди, прошедшие служебную лестницу, начиная от прилавка, хорошо знавшие практическую сторону дела. В-третьих, принцип использования новейших достижений в организации торговли и постоянное стремление к лидерству в пределах СССР по налаживанию качественного обслуживания потребителей, насколько это было возможно в тех условиях. По качеству торгового обслуживания населения БССР не уступала прибалтийским республикам, а Минск был близок к уровню Москвы и Ленинграда.
Можно с определенностью утверждать, что за послевоенные годы советской власти, не без усилий Министерства торговли, в БССР сложился своеобразный региональный рынок потребления. Для него были характерны такие черты, как взаимоуважение покупателей и продавцов, высокая насыщенность товарами белорусского производства, наличие белорусских вывесок и этикеток на отечественных изделиях, инициативность государственных торговых служащих, их хозяйственный и ответственный подход к делу. С распадом Советского Союза на основе этого рынка начал формироваться национальный рынок Республики Беларусь.
Появление суверенной Республики Беларусь привело к кардинальному изменению в народном хозяйстве и становлению новых, рыночных отношений. Рушились старые экономические связи, открылись практически неограниченные возможности для экономических инициатив, а, значит, и для спекуляций, злоупотреблений. И в тот трудный период переходной экономики Министерство смогло сохранить государственную торговлю и тем облегчить жителям Беларуси адаптацию к новым условиям. В то же время служащие нашего министерства начали активнее участвовать в организации внешней торговли.
В XXI веке роль торговой отрасли в стимулировании экономического развития страны ещё больше возросла. Государство сделало ставку на качественное развитие торговой отрасли и повышение конкуренции в торговли. Важнейшей задачей Министерства торговли стало создание необходимых условий для продвижения на внутренний рынок, через все каналы торговли, отечественных товаров и максимальное удовлетворение потребностей населения страны в товарах и услугах.
Одним из результатов такой государственной политики в сфере внутренней торговли можно считать достижения национальной розничной торговли, которая превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Доля этой торговли в ВВП республики занимает второе место среди отраслей народного хозяйства республики после обрабатывающей промышленности.
Процессы инновационных преобразований, прошедшие за последние годы в розничной торговле всех форм собственности, трансформировали и коренным образом изменили лицо всей торговой отрасли. Интернет, технические разработки в области штрих-кодирования, в беспроводной локальной сети завершили конструкцию торговли как системы, основанной на базе полной автоматизации всех торговых процессов и ориентированной на массовую продажу товаров. Подтверждением тому является структурная перестройка в системе товародвижения, новые формы и методы продажи, внедрение информационных технологий, развитая торговая инфраструктура. Современные форматы торговли, такие как дискаунтер, супермаркет, гипермаркет, сегодня широко представлены не только в столице, но и во всех регионах нашей страны. Активно развиваются торговые сети, торговые центры. Участники современной «розницы» находиться в постоянном поиске новых способов создания ценностей для потребителей и как результат – умело предложенный товар, низкие цены, высокое качество обслуживания. Происходит масштабное расширение такого важного направления современной розничной торговли как интернет-торговля. Сегодня все универмаги и крупные сетевые торговые операторы, реализующие различные группы непродовоственных товаров, имеют интернет-магазины: ГУМ, Универмаг Беларусь, Торговый дом на Немиге, ЦУМ Минск, Электросила, 5 элемент, ОМА, Связной, Евросеть, Буслик и другие.
Важное место на рынке розничной торговли занимает общественное питание и бытовое обслуживание населения страны. Развитие этих отраслей ориентировано на высокий уровень обслуживания жителей и гостей нашей страны, в соответствии с современными стандартами.
Учитывая тот факт, что бытовое обслуживание населения относится к сфере социально значимого производства, Министерство торговли максимально расширяла ассортимент качественных услуг и делало их доступными по всей стране.
В сфере общественного питания Министерство торговли придерживается определенных приоритетов.
1. Открываются новые заведения питания, основанныя на традициях белорусской национальной кухни, отражающие колорит и самобытность белорусской культуры. Это – рестораны ”Талака“, ”Камяница“, сеть кафе ”Васильки“ в г. Минске, кафе ”Карчма Будзьма“ в г. Гомеле, ресторан ”Печерское предместье“ в г. Могилёве, кафе ”Сябрына“ в г. Лиде и др.
2. Расширяются сети кафе, закусочных, заготовочных цехов в универсамах, торговых центрах, гипер- и супермаркетах.
3. Развиваются объекты быстрого обслуживания, ориентированные на большие объёмы продаж («Маэстро», «Макси-Бис», «Пит-стоп» и другие).
4. Расширяется сеть специализированных объектов: детские кафе, кофейни, блинные, пиццерии, ориентированные на организацию обслуживания туристов.
В современном мире такое широкое явление, как культура, имеет свое торговое измерение. Можно с полным правом говорить о культуре торговли и услуг. Она – визитная карточка любого государства, часть имиджа страны, национального характера. А когда национальные бренды приобретают всемирную известность и оригинальный сувенир, привезенный из-за границы, символизирует культуру другого народа, в действие вступает незаметная, но эффективная торговая дипломатия.
Министерство торговли уделяет этим вопросам большое внимание. Хорошим поводом для демонстрации уровня белорусской торговли и для рекламы белорусских изделий стал международный спортивный праздник – Чемпионата мира по хоккею, который прошел в 2014 году в Минске. В целом, участники и гости чемпионата остались довольны обслуживанием в белорусской торговле, особенно их привлекали национальные особенности в этой сфере.
На современном этапе хотелось бы пожелать Министерству торговли обратить должное внимание на следующие неотложные задачи:
• создание правового поля для участников национального рынка торговли,
• контроль за соблюдением установленных законодательством правил регулирования рынка,
• развитие инфраструктуры торговли, общественного питания и бытовых услуг,
• а также, создание условий для диалога и соблюдение баланса интересов между всеми участниками нашей торговой отрасли: государством, производителями, потребителями, инвесторами и предпринимателями.
В новых условиях для Министерства торговли нет иного выхода, как меняться вместе с торговой отраслью, находить новые подходы и механизмы в управлении рынка торговли и услуг. Как никогда становится актуальным потребность замещения подходов, основанных на ручном управлении, современными институтами регулирования отрасли и её секторов, включая инструменты поддержки конкурентной среды. При этом с одной стороны, эти новые подходы должны мотивировать предпринимательскую инициативу, а, с другой стороны, защитить интересы государства, выступающего от имени граждан страны, инвесторов и других сообществ.
Тем более, что правовая база деятельности Министерства торговли в последние годы постоянно совершенствуется. Следует отметить принятие важнейших для отрасли документов, направленных на упорядочение отношений в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания: Указ Президента Республики Беларусь №168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников», «Закон о рекламе» в новой редакции и «Закон о государственном регулировании торговли и общественного питания». Эти документы направлены, прежде всего, на защиту прав потребителей нашей страны.
Указом Президента №168 расширены функции Министерства торговли. Оно получило больше прав в обеспечении соблюдения организациями всех форм собственности законодательства по защите прав потребителей.
Закон о рекламе, с учётом внесённых изменений, основывается на принципе паритета интересов бизнеса и общества. Заложенные в этом законе нормы регулируют порядок осуществления рекламы. Они будут способствовать развитию добросовестной конкуренции на рынке торговли и позволят исключить случаи введения потребителей посредством рекламы в заблуждение относительно характеристик, стоимости товара или услуги либо условий их оплаты. Таким образом граждане Беларуси смогут реализовать свое право на получение достоверной информации о товарах и услугах.
С принятием «Закона о государственном регулировании торговли и общественного питания» можно ожидать, что в Беларуси будет создана структура рынка, которая приведет в итоге к прозрачности в вопросах закупочной политики, партнёрских отношений между производителями и ритейлом. Новая рыночная структура усилит конкуренцию, защитит интересы малого бизнеса и поспособствует решению многих проблем, которые всё ещё препятствуют развитию рыночных отношений. Но главным итогом таких преобразований, конечно же, должно быть достижение максимального позитивного эффекта для потребителя, включая, прежде всего, низкие цены на товары массового спроса.
Министерства торговли прошло свой 90-летний путь. В его истории отражены те трудности, которые возникали перед этим ведомством, те непростые условия, в которых ему приходилось решать сложнейшие задачи, стоявшие перед всей страной. И, несмотря на все препятствия, отечественная торговля за последние десятилетия смогла активно включиться в процесс преобразования регионального рынка огромной страны Советов в качественно новый, национальный рынок независимого государства. Конечно же, эти успехи были бы невозможны без многолетнего, кропотливого труда многих поколений руководителей и рядовых сотрудников торговых предприятий, чьей посреднической ролью обеспечивалась связь между руководством страны, решающим глобальные вопросы, и простым человеком с его нуждами, желаниями, мечтами.
Группа компаний «Менка» искренне поздравляет работников Министерства торговли с 90-летем деятельности их ведомства.
Сейчас наша компания финансирует написание научной монографии «История розничной торговли в Беларуси». И мы надеемся, она поможет работникам Министерства торговли лучше осмыслить роль торговой отрасли в жизни общества. Она станет напоминанием о том, что конечной целью деятельности государственного служащего всегда является Человек. Для современного же бизнеса мы хотим подчеркнуть с помощью этой книги то, что его представители должны продолжать исторические традиции белорусского предпринимательства, традиции забытые, но богатые, от возрождения которых выиграют в конечном итоге все – и предприниматели, и государство, и общество.
В этот юбилейный год мы еще раз убеждаемся в том, что знание истории белорусской торговли позволит не только развивать культуру экономических отношений в обществе, но и находить в бесценном опыте наших предков решения, адекватные вызовам современности. Только опираясь на достижения прошлого, уважая наших предшественников, мы сможем твёрдо стоять сегодня на прочных позициях предпринимательства и с уверенностью смотреть в будущее.